О театре
Зрителям
Поиск по сайту
Опросы
4 декабря 2023
Автор: Ксения Шумина. Фото: Марат Муллыев, ИА «Первое областное»
Сетевое издание «ЧелГид»

Намурлыкали: как в Челябинском театре кукол поставили спектакль по забытым сказкам - Сетевое издание «ЧелГид»

Гиперреалистичные бабушки, испанские страсти, вьетнамские притчи, кот, собака и другие — и это все в спектакле для детей старше шести лет. «Сказки Кота-Мурлыки» — это постановка по четырем новеллам профессора, писателя Николая Вагнера, который хотел создать сборник не хуже, чем у Андерсена. Получилось ли у него? А у создателей спектакля? «Челгид» побывал на премьере и узнал.

Как превратить молодую актрису в настоящую бабушку? Нет, просто театральный грим тут не поможет: специально для «Сказок Кота-Мурлыки» изготовили возрастные маски из медицинского силикона. Актрисы Елена Блажеева и Елизавета Борок (бабушка с котом), Арина Жарикова и Марианна Тарасова (бабушка с собакой), Наталья Балдина и Елена Дрыгина (бабушка с крысой) перевоплощаются в настоящих канонических старушек — из тех, что сидят на лавочке, болтают с такими же подружками, нежат питомцев и рассказывают разные истории — вроде бы правдивые, но с такими удивительными деталями.

Что же это за сказки? В литературную основу новой постановки легли четыре произведения Николая Вагнера. Профессор-орнитолог, живший в XIX веке, писал и серьезные книги, но один раз загорелся идеей создать сборник для детей не хуже, чем у Ганса Христиана Андерсена. В спектакль «Сказки Кота-Мурлыки» вошли «Тростниковая шапка», «Невеста трех женихов», «Трое умельцев» и «Чудный мальчик». Можно сказать, что на сегодняшний день это почти забытый литературный материал — и зря, ведь он написан прекрасным языком и по всем канонам.

Спектакль идет в малом зале Челябинского областного театра кукол — это очень милое камерное помещение, где артисты работают близко к зрителям. У актрис есть скамейка-трансформер, которая превращается то в бурное море, то в синее небо, то во дворец, то в улицу, то в обычное место для посиделок. Работают они с куклами-марионетками, планшетными, штоковыми. А уж какие реалистичные игрушки-животные — когда по зрительному залу «несется» лохматая собака, даже взрослые зрители вздрагивают.

О чем же сказки? Да о жизни! Про умную королевскую дочку, не очень гибкого отца и недотепу-жениха. Про горячих испанских парней и капризную невесту. Про троих умелых парней и девушку, за которую сделали выбор. Ну и про выбор самостоятельный: что важнее — гордость или любовь к близкому человеку?

Понятны ли эти сказки детям? Да, это все же жанр для маленького зрителя, и воплощены эти истории в театре кукол так, чтобы все смысловые и воспитательные элементы были ясны и легко читались. А интересен ли спектакль взрослым? Да, ведь, во-первых, Вагнер, подобно Андерсену, создавал многомерные сложные миры, а, во-вторых, потому, что хорошая сказка — всегда о вечных ценностях. И о том чистом, детском восприятии мира, где стремление к справедливости и добру кажется естественным, как сама жизнь.

Режиссер Александр Борок, по сути, делает сказки в сказке и еще раз в ней же, ведь эти истории рассказывают бабушки, которые сами по себе — персонажи волшебные, как и их ручные говорящие питомцы, намурлыкивающие те самые байки своим хозяйкам. И от этого бесконечного погружения в ирреальность в зале действительно создается эффект волшебства.

Постановка идет чуть больше часа без антракта, и это как раз то время, за которое малыши не успеют отвлечься, а взрослые — заскучать. Премьерные показы прошли при полном аншлаге, а в следующий раз рыжий кот намурлычет сказок уже после Нового года.