Главный режиссер Театра кукол Александр Борок впервые поставил спектакль беби-формата — «Семья»: для зрителей от нуля лет, в самом прямом смысле слова. Он утверждает, что ребенок может еще не уметь ходить и говорить, но в этом спектакле ему будет понятно абсолютно все.
В малом зале всего 15 мест для мам/пап и их детей (и все уже раскуплены на четыре премьерных показа). При этом родители могут сидеть на своих пуфиках спокойно, а ребятам разрешается выползать, выходить, брать любой предмет и гулять по сцене прямо во время действия. Поэтому сцена покрыта мягкими матами, на которых уложены мягкие подушки. При желании там можно и заснуть.
Сам беби-формат придуман давно: педагог, хореограф, художник, режиссер совместно создают такое театральное пространство для самых младших зрителей, чтобы им было комфортно и любопытно. Но в Челябинске таких экспериментов с неусидчивой аудиторией пока не было, Александр Борок — первый.
Все начинается в фойе. Над входом в малый зал сидят куклы, которых можно дергать за шнурки и таким образом извлекать музыкальные звуки.
Актриса и композитор спектакля Елена Блажеева берет в руки блестящий глюкофон. Этот инструмент просто создан, чтобы издавать сказочные звуки и погружать в вымышленный мир. С этой музыки, буквально в фойе, в театральном буфете, и начинается спектакль.
Музыка в этой постановке тоже самостоятельный персонаж, тем более что герои не говорят ни слова. Дети попадают словно в гигантскую детскую мечты, где с потолка свисает балдахин со звездами, можно валяться на полу, а игрушки сами оживают.
Точнее, даже не так: взрослые превращаются в таких взрослых, которые любят играть в игрушки. Что это, если не мечта?
Для спектакля «Семья» в Театре кукол сделали 24 не самые сложные куклы: у них не двигаются ни головы, ни лапы, ни хвосты, они не произносят ни слова и управляются палками. Это не просто хаотичный набор зверей, в каждом варианте это семьи по типу «мама-папа-я»: бык, корова и теленок, конь, лошадь и жеребенок и так далее.
Появление каждого из семейств по очереди сопровождает своя музыкальная тема. Музыка здесь живая: актрисы Елена Блажеева и Елизавета Борок (по очереди) играют здесь же, на сцене, за прозрачным занавесом. Играют не только на синтезаторе, но и на трещотках, пищалках, гремелках, свистелках, дудочках и еще звенят колокольчиками. Мы слышим в этом музыкальном сопровождении и цоканье копыт, и хрюканье, и фырканье, и мамину тихую песенку...
Слова и вправду лишние. Как пояснил режиссер Александр Борок, вербальная основа маленьким зрителям не нужна, а важна визуальная и музыкальная.
«Я могу сказать, что жанр спектакля связан с моими детьми. Но так все дети играют. В любом случае это будет их первый поход в театр, и они увидят, что есть такое интересное место. Мы все сделали для того, чтобы им было там удобно, комфортно падать, лежать, спать, играть нашими куклами... Специально вовлекать зрителей мы не будем, но если их заинтересует — пожалуйста. И даже если ребенку понравится, к примеру, лошадь и он захочет сейчас же с ней поиграть, мы отдадим и продолжим без лошади», — объяснил Александр Борок.
Сюжета в «Семье» нет, есть только настроение и эффект полного погружения в придуманный мир. Спектакль построен так, что любой ребенок может в него вмешаться, и ничего не сломается. В этом и заключается беби-формат: первое знакомство со странным театральным миром должно быть мягким, теплым, домашним. И ужасно интересным — именно так малыш запомнит первое театральное впечатление.
«Для меня это своего рода импрессионизм. Как рисуют импрессионисты набросок, impression — все такое медленное, плавное, медитативное. Так и мы существуем в спектакле. Мой младший сын, ему два с половиной года, посмотрел и под конец совершенно освоился, зашел на площадку, потеребил корову за ушко, — словом, ему было комфортно. Если даже он ничего не понял, первое впечатление от театра все равно останется. Чем раньше приучать детей к прекрасному, тем лучше развивается человек», — считает актриса Елизавета Борок.
Пока в театре сыграют четыре премьерных спектакля. Понаблюдают за поведением и реакцией самых маленьких зрителей и потом примут решение о включении экспериментальной постановки в репертуар.