О театре
Зрителям
Поиск по сайту
Опросы
14 мая 2023
Автор: Светлана Демцура. Фото: Людмила Ковалева
Южноуральская Панорама

Создавая миры. Сказочная премьера на сцене Челябинского театра кукол

Великие приречные истории в постановке режиссера Александра Борока обретут новое звучание и интонации. «Простодурсен» — спектакль о вещах простых, как свежий хлеб, чистых, как прозрачная река, сильных, как чудо появления ребенка на свет, глубоких, как взросление и человеческие отношения...

Действие происходит в выдуманной стране. Ее населяют всего пять забавных, славных жителей. У них «говорящие» имена: Сдобсен, Ковригсен, Октава, Пронырсен и Простодурсен, по которым можно без труда догадаться, каким характером обладает каждый. «Простодурсен» — история про пять дивных созданий, про пять вселенных (и никак не меньше, потому что каждое живое существо заключает в себе неповторимый, уникальный, необъятный мир мыслей, чувств, фантазий и переживаний), пять судеб — нестройных, некулёмых. Невозможно не полюбить этих маленьких и трогательных чудиков, а кое-чему у них можно и поучиться.

Мы поговорили с художником спектакля Ириной Хмарук (Москва) о том, как рождался удивительный мир «Простодурсена».

Театр кукол в Челябинске — лучший

— Ирина, «Простодурсен» — это не первая ваша работа в Челябинском театре кукол. В апреле 2017 года появилась на свет «Мечта маленького ослика», а в сентябре 2018 года состоялась премьера кукольных парадоксов для взрослых «Аналогия». Расскажите, как вам сотрудничество с нашим Челябинским театром кукол?

— Я всегда рада сотрудничеству с Челябинским театром кукол! С большим удовольствием еду сюда работать. И «Ослик», и «Аналогия», и «Простодурсен» — особые, важные, значимые события в моей профессиональной жизни. Для меня Челябинский театр кукол — это, в принципе, один из лучших театров кукол России. Он славится богатой историей, своими постановками и, конечно же, людьми — профессионалами своего дела. Безусловно, совместные проекты — это большая радость!

— Мне кажется, оформление «Ослика» и «Простодурсена» отличает яркость цветов и необычность форм... В них угадывается личный художественный стиль и почерк.

— Да, есть пересечения. Я поставила достаточно много спектаклей, по моим меркам их много, 40-50 постановок… Может быть, больше. Безусловно, я стараюсь к каждой работе подходить с душой, каждую историю оформлять особыми красками и оттенками, делать спектакли непохожими друг на друга. А вот здесь случайно получилось: «Ослик» и «Простодурсен» пересекаются по цветовой гамме (хотя у них режиссеры разные). Не могу сказать, что эти цвета мои самые любимые, что я их использую везде и всюду. Скорее, этот факт обусловлен стечением обстоятельств. Кстати, у меня много спектаклей, которые выполнены в минималистической, сдержанной манере (я люблю натуральные цвета и материалы).

— «Ослик» и «Простодурсен» такие похожие и такие разные…

— С одной стороны, вы правильно заметили: и в «Ослике», и в «Простодурсене» присутствуют сине-желтые оттенки, есть белый фон и используется прием с «горошком». Спектакли очень яркие! С другой стороны, они отличаются друг от друга. В «Простодурсене» применялся принцип раскраски черного контура. Придумывая жителей Приречной страны, я постоянно держала в голове слово «раскраска». В премьерном спектакле простые черные линии (детские, немножко примитивные), закрашенная плоскость ровным цветом. «Ослик» оформлен сложнее: другой принцип, непростые линии и формы, другие куклы.

Мне тесно на бумаге

— Есть мнение, что характер любого художника можно определить, увидев его мастерскую, пространство, где он творит. То есть мастерская художника — это наиболее полный и точный портрет. Расскажите о своей мастерской.

— Та работа, которую делаю я, заключается в создании небольших кукол. То есть декорации, костюмы, больших кукол делают люди, с которыми я давно сотрудничаю. В основном я работаю дома: придумываю эскизы, образы персонажей, изготавливаю куклы. У меня есть комната-кабинет, оборудованная специальным образом: здесь располагаются швейные машинки, большие столы, инструменты, стеллажи. Создано пространство, где легко и комфортно творить, фантазировать, воплощать идеи, рисовать, мастерить. Работа театрального художника не нормирована: она не ограничена восемью или двенадцатью часами. Случаются ночные рисунки; бывает, приходится работать сутками… Разумеется, есть мастерские театров, где я провожу много времени, работая над конкретным проектом. А вот идейное что-то возникает в кабинете дома.

— Вам всегда нравилось рисовать? В какой момент вы ощутили, что стали художником?

— Мой путь в этом направлении был весьма длинным и состоял из нескольких этапов: в 4 годика родители отдали меня в изостудию, в 7 лет я поступила в художественную школу, а затем после 9-го класса — в художественное училище, где училась по специальности «дизайнер-иллюстратор», занималась оформлением детских книжек. Именно в тот момент я отчетливо поняла, что мне не очень нравится быть дизайнером, но безумно нравится придумывать каких-то персонажей, какие-то фантастические, сказочные миры. Я обожаю работать с пространством, куклами, предметами, костюмами, объемными вещами, мне тесно на бумаге, мало места. Поэтому я решила поступать в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства и осваивать профессию художника-постановщика театра кукол.

Деревянные марионетки

— Ирина, как вы относились к неожиданностям и незапланированным сюрпризам во время выпуска премьерного спектакля?

— Здесь есть один момент. Марионетки все вырезаны из дерева. А куклы-утки, куклы-бакланы, куклы-гуси — водоплавающие персонажи. Это такой фокус в спектакле, которым мы удивляем зрителя. В итоге передо мной, как перед художником, стояла непростая задача: сделать так, чтобы реализовать задумку режиссера и при этом не повредить куклы. Ведь известно, что если дерево постоянно мочить водой, то оно может треснуть. Какими будут последствия взаимодействия пернатых персонажей с водой, покажет только время. Как правило, то, что очень хрупкое и нерабочее, ломается в процессе репетиций. Все, что уцелело после репетиций, обычно работает и служит годами. Надеюсь, наши птички сыграют не один десяток показов и достойно справятся с водными испытаниями.

— Дерево — ваш самый любимый материал, из которого вы делаете кукол?

— Нет любви к конкретному материалу, есть профессиональные задачи. А вместе с ними — идея. Она начинает представляться в каких-то формах, фактурах. Возникает художественное решение, которое обусловлено вовсе не моими предпочтениями и любовью к дереву. Я пытаюсь искать (конечно, по своим силам и возможностям) новые материалы, воплощать нестандартные художественные решения, чтобы куклы отличались от ранее созданных. К примеру, если нужно добиться эффекта воздушности, то использую легкие материалы. Все зависит от поставленных задач. Одним словом, я не иду от материала, я отталкиваюсь от идеи.