Он мог бы стать генералом и повелевать. У него внушительная внешность и командный голос. Он мог бы пойти в автомобильный бизнес и стать олигархом. Однако серьезному положению в обществе он предпочел веселую жизнь с куклами.
Заслуженный артист РФ, актер Челябинского кукольного театра имени Валерия Вольховского Андрей Дрыгин пребывает в настоящее время в юбилейном периоде. Недавно он отметил свое 60-летие. С осени начинается его 30-й сезон в театре. И еще предстоит отметить 40-летие семьи Дрыгиных. Его жена Елена — верная спутница жизни и коллега. Они всегда вместе: и дома, и в театре.
Детство на Волге
— Кукольный театр вполне себе похож на детскую мечту, так и получилось?
— Нет, я хотел мужскую профессию: моряк, космонавт, пожарный, милиционер. Вот что-то такое. Детство прошло в Тольятти, город тогда строился, и у нас была замечательная школа с политехническим уклоном. Плюс к этому она же была школой олимпийского резерва. Я занимался легкой атлетикой. Мой сосед по парте и друг — тяжелой атлетикой. Я еще в музыкальной школе играл на скрипке семь лет. Знаете, чем хороша скрипка? Футляром! Туда можно было сложить что угодно: рубанок, молотки, напильники. Но я хорошо окончил музыкальную школу, на пятерки.
— Но музыкантом не стали?
— Не пацанское это дело! Но я очень благодарен музыке, она многое дает. Молодые актеры, когда приходят в театр, говорят: не умеем петь, не умеем играть на инструментах. Вас чему учили? Лоботрясы! Каждый актер должен уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Актерское дело как симфонический оркестр, как хор. Когда ты поешь один — молодец! Когда поешь в хоре, нужно слушать всех. Режиссер — это дирижер, который отрабатывает совместную игру на репетициях.
Генеральство не случилось
— Дядька мой, — продолжает Андрей, — служил начальником военно-командного училища связи в Ульяновске. У меня была прямая дорога идти туда. Я был бы сейчас генералом! Круто! Ходил бы в фуражке, в кителе и с медалями. Или по другому пути мог пойти. В Тольятти, где выпускали «Жигули», был техникум техобслуживания и ремонта автомобилей. Золотое дно! Отличников сразу отправляли в капстраны на стажировку, хорошистов — в соцлагерь. А троечники ехали в Москву или Питер. Пошел бы туда — сейчас мог иметь сеть станций техобслуживания и был бы олигархом. Генерал, бизнесмен — вот это профессии!
— Как получилось, что выбрали театр?
— Да сдуру! В старших классах записался в театральную студию. Я после школы два месяца поработал на ВАЗе. Хорошо платили, хорошо кормили, квартиры давали. Но я понял, что мне проще удавиться. Это работа на конвейере: надо развернуться, взять, положить, молотком стукнуть… И так восемь часов! А в студии было весело: капустники, спектакли, номера придумывали! Хочешь — пошел налево, хочешь — пошел направо. И я поехал поступать в Питер на драму. Не прошел, потому что в тот год там был целевой набор. Приехал в Самару, где объявили дополнительный набор на куклы. Вот так по случаю попал туда, куда надо было попасть.
Неслучайные встречи
— Когда стало понятно, что все неслучайно?
— Не знаю. Пути господни неисповедимы. Как определить дорогу человека? Как происходят судьбоносные встречи? Мы с женой родились в Самаре. Мои родители уехали в Тольятти, ее — в Сызрань. И надо было такому случиться: вместе поступили учиться. А если бы я остался в Питере? Я бы тогда свою жену не встретил. У меня бы не было прекрасной дочери и не менее прекрасного внука.
— А что, другой жизни не хочется?
— Нет! Я с удовольствием еще раз прожил бы свою жизнь! После училища мы поехали в Тулу и отработали там десять лет. И туда приехал режиссер Людвиг Устинов (главный режиссер Челябинского кукольного театра 1970-1979 г.г. — Прим. авт.). Он позвал нас с собой. Если бы не было этой встречи, то не случился бы в нашей жизни Челябинск.
— А надо было приехать именно в Челябинск?
— Ага! Надо! Я сначала запустил сюда жену, чтобы она оценила, нормально здесь или нет. Елена приехала, ее посадили в автобус, отвезли в горы, потом на озера, потом за грибами. И она, впечатленная, вернулась в Тулу и сказала: «Уезжаем!». Мы много мотаемся по гастролям и фестивалям. Мы очень много посмотрели городов и театров. В прошлом году даже на Сахалин смотались! Города красивые. А здесь все равно лучше. И не в деньгах счастье, я это точно знаю. В детях счастье, в жене счастье, в друзьях, в спектаклях. Сегодня на «Каштанке» зрители были маленькие для этого спектакля, мы все устали. А вот в субботу дети были старше, они очень внимательно смотрели. И мы играли с удовольствием, с паузами. В такие моменты, когда находишь с залом контакт, испытываешь счастье. Такая отдача шла из зала!
Выбираю сам
— Когда мы уезжали из Тулы, нас не понимали. Какой-то Урал, какой-то Челябинск! Мы с женой говорили, что мы едем не куда, а к кому! Для меня было счастьем приехать в город, где играет Валентина Ширяева, Владимир Рябков, Александр Борок, Сергей Плотов. Алла Антипова — потрясающая актриса! Взрыв мозга! Есть актеры, которых я не могу расшифровать. Она относится к этой когорте. Иногда я не понимаю, как они играют и что происходит. А мороз по коже! Фантастика!
— Поделитесь секретами счастливой жизни?
— Как говорил захаровский Мюнхгаузен: «Улыбайтесь, господа!» Надо жить! Надо уметь жить, надо любить жить! Мне было, наверное, лет 10-11. Я просыпаюсь: шторы задернуты и бьется солнечный луч. И ты лежишь и понимаешь, что у тебя сегодня весь день свободный. И завтра опять будет свободный день. Каникулы! И тебя наполняет такое счастье! Идеальная радость, и я до сих пор ее помню. Можно быть занятым до предела и ощущать себя свободным. По мне свобода — это право выбора. А я свободный человек. Я выбрал себе жену, я выбрал себе работу. Я бы мог быть богатым человеком, но мне это неинтересно. Каждый человек имеет право и возможность выбора. И в этом счастье.