Классические детские сюжеты на сцене сыграли на новый лад.
Рассказываем, как так вышло, что за столом в пушкинской усадьбе Захарово кукольный Некрасов с кукольным Шарлем Перро частушки про чижика-пыжика распевают, Иван Крылов басни рассказывает да блинчиками закусывает, няня Арина Родионовна подыгрывает на бас-гитаре, а сам Саша Сергеевич отбивает ритм на барабанах. Так на малой сцене Театра кукол им. Вольховского представили премьеру «Неправильных сказок».
Над постановкой работал главный и неправильный режиссер Александр Борок вместе с неправильным художником Захаром Давыдовым, композитором Андреем Заногой и неправильными актерами. А в руках у них была неправильная книжка с «Неправильными сказками» Алексея Усачева.
Писатель Алексей Усачев (который сочиняет детские книжки, а на досуге даже школьные учебники) решил, что давно известные сказки стали скучными и их нужно перевыдумать. Так появились сказки «неправильные», где серый волк съедает мухомор вместо Красной Шапочки, кот у дуба не ученый, а зеленый, а вместо терема-теремка есть живот-животок, в который падают плюшки да ватрушки.
Александр Борок на своих детях проверил, насколько эти новые неправильные сказки оказались забавными, и решил перенести смешные истории на сцену. А чтобы спектакль был интересен и школьникам, и взрослым, главными куклами — героями постановки стали не животок, волк и принцесса на горошине, а сказочники. Так на одной сцене встретились те, кто жил в разных странах и даже веках.
Значит, жили-были в усадьбе Захарово в XXI веке няня Арина Родионовна и Сашка ее. Хорошо жили, да только скучно. Вот как-то отбросила няня спицы в сторону, схватилась за электрогитару, новую сказку сочинять про лукоморье, кота и дуб. Да так лихо, что на шум (и огонек) заглянул Некрасов, тоже две строчки вкинул. Замерз с дороги, бедолага, так что все про зимнюю пору свою твердил. А потом вместе они по скайпу Шарлю Перро позвонили, тот им на ходу пересочинил историю про Красную Шапочку. И понеслось! Гости на разные лады и мелодии сказки перевыдумывают, смеются, друг над другом подшучивают. Андерсен рассказал, как принцесса на картошке спала и не почувствовала. А когда узнала о коварстве матушки — так оскорбилась, что потребовала ей пирожные в постель подкладывать. А Пушкин на барабанах — трах-тара-рах! А Крылов только и успевает, что блины поедать да икрой закусывать. И вместе они как начали плясать, коленца выкидывать. Устали потом, разошлись по домам, и Арина Родионовна одеяло Пушкину подоткнула да колыбельную поет. Тут и сказочке кенцо. То есть конец.
Бойкая сказка катится непрерывно: планшеты малой сцены с помощью видео то в теневой театр превращаются, то в поле битвы, то в спальню принцессы. Действие скрепляется мелодиями, которые в переходах и композиторских модуляциях не утратили известные всем взрослым мотивы. Особенно внезапно и очень гармонично звучит хит из «Моего ласкового и нежного зверя». Дети на музыку реагируют танцами, громко шепчут: «Эй, ну там не так было!»
Сказки заканчиваются уютной колыбельной Арины Родионовны, такой неожиданной, что начинаешь сомневаться: а были ли эти неправильные сказки или только приснились? Вот только как избавиться теперь от рефрена в голове «хвост из мочала, начинай сначала»…
— Мам, они же неправильно там рассказывали…
— В этом и смысл. Заново выдумать что-то известное.
— Тогда я тоже заново выдумаю что-нибудь. Например, дни недели. Пусть завтра снова будет воскресенье!