О театре
Зрителям
Поиск по сайту
29 августа 2022
Автор: Ксения Шумина
Сетевое издание «ЧелГид»

И мальчики кровавые в глазах: очень взрослый спектакль «Годунов» в кукольном театре

Одна из самых загадочных страниц русской истории — вторжение Лжедмитрия. Богатейший материал, на основе которого Александр Пушкин создал знаменитую пьесу «Борис Годунов». Историческая драма, вдохновленная наследием Шекспира и написанная белым стихом. Как это будет выглядеть на сцене театра кукол?

А, собственно, и нет никаких кукол, кроме бутафорских черепов с магнитными прищепками, которыми завалена сцена. Зато есть удивительный актер Александр Малышев, который расщепляется на царя Бориса Годунова и монаха-самозванца Гришку Отрепьева. То мощный и инфернальный, монолитный как стена, разносящий пространство знаменитым диалогом с кровавыми мальчиками в глазах. То гибкий, как змея, молчаливый и изворотливый, как лис.

Борис Годунов и его знаменитый монолог | Фото: ИА «Первое областное»

— Про что наш спектакль? Протагониста и антагониста играет один актер, а значит, мы рассматриваем их как людей, в общем, одинаковых, равноценно жаждущих захватить власть. И при этом смотрим на это все и с третьей стороны — а что-то может быть иное в мире, кроме вот этой иерархической структуры? — говорит постановщик Александр Янушкевич, дипломант Национальной театральной премии «Золотая Маска». — По жанру мы определяем спектакль как игру в документалистику. Александр Сергеевич сам назвал «Бориса Годунова» комедией о настоящей беде, и наше видение этому совершенно не противоречит. Любой выход актера на сцену здесь — он не бытовой. Артист, тянущий эту историю, под Шекспира, должен обладать силой и умом. Сила вообще очень много здесь значит.

Марина Мнишек с маской | Фото: Челябинский театр кукол

Разумеется, появятся на сцене не только Гришка Отрепьев и царь Борис, но и князья Шуйский и Воротынский, польский воевода, Марина Мнишек и другие. С текстом поработали основательно — многих фрагментов нет, они заменены на пластические этюды. Сногсшибательно сделана сцена игры в тычку, во время которой убивают царевича (это, если что, одна из официальных и наиболее убедительных версий того, что случилось с Дмитрием в Угличе).

Некоторые фрагменты текста полностью заменены на пластические решения | Фото: ИА «Первое областное»

— Очень много в исторических текстах описаний той игры, но все же сложно детально понять, как все происходило. Поэтому мы взяли атрибуты — колья — и придумали сцену так, чтобы было ясно, что случилось с восьмилетним мальчиком, — говорит режиссер по пластике Александр Козин. — Люди тогда жили, двигались по-другому, и мне кажется, нам удалось передать тяжесть той эпохи с помощью голов-черепов, которыми завалена сцена. Персонажи, когда движутся, все время живут на преодолении препятствий, все время в напряжении, и так мы создаем нетривиальность этой истории.

Коварные князья замышляют государственный переворот | Фото: Челябинский театр кукол

Декорации в спектакле совсем минималистические — серые стены с бойницами. Они становятся и Москвой, и Краковым, и Угличем, и Чудовым монастырем. А что означает огромное белое яйцо с воткнутым крестом, зрители пусть решают сами — таких символических задачек в спектакле вообще будет много.

Кстати, маленьких детей на спектакль не берите — возрастной ценз 16+.