О театре
Зрителям
Поиск по сайту
8 сентября 2018
Автор: Ксения Шумина. Фото: Андрей Ткаченко
Сетевое издание «ЧелГид»

Полный абсурд в отдельно взятом курятнике: отчего так освежающе хорош спектакль «Аналогия»

Польский драматург Славомир Мрожек — один из самых известных абсурдистов. Его пьесы идут во многих странах мира. Челябинский Театр Кукол представил премьеру сезона — «Аналогия», поставленную по двум одноактным пьесам: «Серенада» и «Лис-аспирант».

Чтобы рассказать о человеке, можно поместить его в шкуру зверя. Примерно так и делал Славомир Мрожек, создавая пьесы «Серенада» и «Лис-аспирант». Режиссер Михаил Яремчук, который уже третий раз работает с труппой челябинского Театра Кукол, создал из них спектакль. В первом акте речь идет о хитром лисе, мастерски манипулирующем целым курятником, во втором перед зрителями разворачивается монолог (опять же от лица лиса) о поиске идентичности, муках самоопределения и прочих интересных философских вещах.

Надо сказать, что первый акт получился значительно веселее второго. Пьеса «Серенада» вообще очень живая и остроумная, а поставлена эта часть спектакля с большим вкусом и задором. Под курятник, где живут рыжая, белая и черная курица, забредает рыжий хитрый (как водится) лис. Петух в ярости, однако курицам опасный непрошеный визитер вскоре начинает нравиться. Все потому, что он удовлетворяет тайные желания каждый из них — воздушной романтической блондинки, страстной брюнетки, склонной к БДСМ, и хлопотливой хозяйственной огненной шатенки. Все очень просто — чтобы получить желаемое от другого, сначала надо ему что-то пообещать.

— Когда Мрожек писал эту пьесу в середине XX века, то это это был своего рода вызов. Это была неудобная правда, которую преподносили абсурдным языком, — говорит режиссер Михаил Яремчук. — Сейчас, конечно, все немного поменялось. Но человек-то, в общем, остался таким же. Вообще, театр абсурда середины XX века прописывал все до мелочей, но при этом был театром без всего лишнего. Одна идея, минимум средств, все локально. А XXI век все изменил... Мрожек показал три типа женщин, я их развил по-своему, сделал их более заметными, характерными. А лис — манипулирует ими всеми. Ему надо было одержать победу, он сталкивает их так, что они сами убирают петуха...

Разумеется, такую тему невозможно раскрыть на уровне исключительно кукольного театра, поэтому в спектакле большую часть истории отрабатывают артисты. Молодого нахального лиса-манипулятора играет привлекательный фактурный актер Александр Малышев. Очень хороши Арина Жарикова, Наталья Балдина и Марианна Тарасова в роли куриц, убедителен и Андрей Дрыгин в роли хозяина курятника. Лаконичные декорации, стильное музыкальное сопровождение, отлично простроенные мизансцены. Конечно, спектакль пока еще слегка сыроват, но отладка — дело времени.

Вторая часть — монолог лиса-аспиранта, обращенный к обезьяне (да-да) — целиком и полностью лежит на плечах прекрасного актера и режиссера Александра Борока, который тащит на себе моноспектакль с невыразимо сложным текстом. Ну, представьте, каково сыграть, например, вот такой отрывок:

— Обезьяна — полузверь, получеловек. То есть опять-таки половина на половину, хоть и на другом уровне, разница состоит лишь в степени сублимации, но принцип половинчатости является тем же самым. Надеюсь, я не оскорбил пани, сравнив ее с человеком? Сравнение, из которого проистекает, что пани находится на несколько ступеней ниже человека. Но достаточно посмотреть назад, на многие низшие формы, на те ступени, которые пани уже прошла, на меня, например... И пани сразу же почувствует себя на высоте. Впрочем, что же стоит на пути дальнейшей эволюции? Овладев однажды секретом изменения, пани может свободно эволюционировать дальше.

В общем, спектакль «Аналогия» — в репертуаре кукольного театра. И посмотреть его явно стоит. Вот только детей приводить, наверное, не рекомендуется — Мрожек порой очень волен в словах, а из хорошей пьесы ничего не хочется выкидывать.