В театре давно началась работа над премьерой «Буря» (режиссёр Александр Янушкевич). Постепенно герои оживают, обретают черты, размеры и глаза: в бутафорском цехе из эскизов появляются маленькие пластилиновые модели и большие фигуры.
Мир спектакля придумала художник Екатерина Шиманович. Давайте знакомиться.
— В одном из интервью вы рассказали, что хотели заниматься монументальной живописью. Как получилось, что пришли в сценографию?
— После Гимназии-колледжа искусств имени И.О. Ахремчика, где я училась по специальности «живопись», думала поступать в Белорусскую государственную академию искусств на отделение монументальной живописи. Но одна из моих преподавательниц говорила, что мне подойдёт театральная декоративная живопись, поэтому стало два варианта. А когда я пошла подавать документы, монументальная кафедра была закрыта на обед , и я отправилась на отделение сценографии…
— Когда вы поняли, что сценография — правильное решение?
— Когда я поставила свой первый спектакль (по пьесе Константина Стешика «Запалкi» («Спички») на сцене драматического театра – Театра имени Янки Купалы в Минске), это было на четвёртом курсе, я почувствовала себя на своём месте.
— Вы занимаетесь разными театральными жанрами: работали в оперном театре, оформили много драматических и кукольных спектаклей. Как считаете, в театре кукол есть своя специфика?
— Когда я училась в Академии искусств, каждый семестр был посвящён отдельному виду театра: например, опере и музыкальным спектаклям — и мы делали макеты и костюмы к оперному спектаклю, а следующий семестр — по драме. Я думаю, что всё стремится к объединению и скоро не будет разделения на театр кукол, драму, оперу… В современном театральном искусстве всё объединяется и совмещается, никто не сидит в рамках определённого жанра и не переживает, что сделал какой-то шаг. Вместе с тем в театре кукол, конечно, есть специфика, как и в других жанрах. Размер сцены, конфигурация, способ существования — всё это влияет на то, что ты можешь придумать, как совместить со своим виденьем и с тем, как это можно использовать функционально.
— В чём вы находите вдохновение?
— Я люблю волшебство. Моя любимая книга — «Гарри Поттер», это то, к чему я могу постоянно возвращаться. Кусочек детства, который нужен, когда хочется отдохнуть или обнулиться.
Всё служит вдохновением. Я наблюдатель, мне всё нравится, всё интересно. Бывает, что я подмечаю какие-то моменты жизни и понимаю, что это можно применить в искусстве. Я запоминаю их и, когда понимаю, что что-то совпадает с произведением, могу использовать эту деталь. Меня всё вдохновляет: люди, события, искусство, сам процесс жизни)
— Что можете назвать правилом жизни?
— Радоваться, замечать, быть открытым миру, развиваться.
— У вас есть любимое время года?
— Раньше мне нравилось лето, сейчас ближе осень и весна. Со временем понимаешь, что цикличность — это правильно. Но я люблю каждую пору года. Всё ощущается и проживается по-разному, в каждом времени есть какие-то детали, которыми можно насладиться. Клубника, тыква, запахи листвы, воздуха, ветра... Это создаёт настроение.
— Расскажите о своей работе с режиссёром Александром Янушкевичем. Как рождался замысел спектакля «Буря»?
— У нас уже несколько работ с Александром. В каждом спектакле получается по-разному, это зависит от произведения. Когда материал мне близок — тогда получается быстрее и идей больше. В целом сначала я читаю пьесу; всё, что возникает в этот момент, записываю, запоминаю. Потом обсуждаем с режиссёром — в этом диалоге что-то меняется, приходит или уходит. Иногда кажется, что нашлось, а на следующее утро начинаем сначала.
«Буря» — сложная пьеса. В сравнении с другими произведениями Шекспира она не такая ясная, структурированная. Здесь нет настолько прямого, явного, обострённого конфликта, как в трагедиях; есть спорные моменты, которые можно решить по-разному. Решение пришло не в один день. Мы думали, какие-то варианты отбрасывали, искали. Пока не хочется раскрывать подробности — посмотрим, как всё получится. Хочется сделать что-то новое.
Будут человеческие фигуры. В их основе пеноплекс, затем папье-маше, сверху я долепливаю детали самоотвердевающей глиной, будут ещё хромированные детали. Будет море, но не вода; корабля или острова в привычном понимании тоже нет, но в целом всё должно быть понятно.
— Малая форма и малая сцена как-то сужают мир спектакля или, наоборот, дают больше возможностей обратить внимание на предметы, детали, подробности?
— Полезно перестраиваться, это позволяет не застыть, поэтому малая сцена — это хорошо. Надеюсь, что будет больше подробностей, даже в плане изготовления. Мы используем хорошие материалы, чтобы получилась качественная работа. Всегда важно, как сделано, подача и исполнение очень важны на любом расстоянии от зрителя.
— Как проходит день художника?
Даже если физически я не нахожусь на работе, то постоянно думаю о том, что делаю, о своих проектах. А в театре всегда по-разному, каждый день не похож на предыдущий. Бывает, нужно просто посмотреть, как всё идёт, или помочь. Придумываешь, реализуешь, творишь.
Ждём вас на премьере: 24, 25, 26, 27, 28 апреля и 4 мая в 19:00.
«Буря» Уильям Шекспир
трагикомедия (16+)
Перевод – Михаил Донской
Режиссёр – Александр Янушкевич
Художник – Екатерина Шиманович
Композитор – Андрей Евдокимов
Хореограф – Степан Баннов
Видеопроекция – Дмитрий Гончаров
Художник по свету – Евгений Козин