О театре
Зрителям
Поиск по сайту
12 декабря 2023

Из-за ширмы в историю

16 декабря челябинский театр кукол отметит 85-летний юбилей режиссера Валерия Аркадьевича Вольховского, Мастера, чье имя носит с 2006 года.

Театралы со стажем наверняка помнят теперь уже ставшие легендарными спектакли Валерия Вольховского «Соломенный жаворонок, «Процесс над Жанной д’Арк», «Маленький принц», «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть», «Мертвые души», «Аистенок и Пугало». Эти постановки вошли в историю не только челябинского кукольного, но и в историю отечественного и мирового театра кукол. На спектаклях Вольховского учатся будущие режиссеры-кукольники, по ним пишут диссертации критики и историки театра. А настоящая история самого режиссера Валерия Вольховского началась в челябинском театре кукол сорок шесть лет назад, куда он пришел в 1977 году на должность главного режиссера. За десять лет в челябинском кукольном Вольховский в корне изменил традиционное представление о театре кукол. Он привел на сцену большую драматургию, практически каждый его спектакль становился событием в духовной жизни города и далее везде.  Позже историки и театральные критики назовут десятилетие с 1977 по 1987 год «золотым веком» челябинского театра кукол.

На должность главного режиссера Валерия Вольховского пригласила Людмила Авсянникова, тогдашний директор челябинского театра кукол. Она не побоялась репутации «очень неудобного человека, сменившего несколько театров», которая была у молодого, тогда тридцативосьмилетнего,  Вольховского.  Пригласила, и ни разу не пожалела о своем решении. Валерий Вольховский явился для театра даром судьбы, стал самой выдающейся фигурой в истории как челябинского, так и российского театра кукол. Очень скоро челябинский кукольный вошёл в пятёрку лучших театров кукол в стране, начал получать премии, выезжать на зарубежные гастроли.  Так началась история театра Вольховского. Поначалу артистам было трудно перестроиться на взрослый репертуар и выйти из-за ширмы на сцену в полноценном «живом плане» — нужно было изменить не только голос, но и расправить спину, а главное, поверить в себя. И Вольховский заставил труппу поверить, что она может многое. У театра появился свой зритель — взрослый, думающий, интеллигентный, который ждал серьезного разговора и получал его. Поиски и свершения Валерия Вольховского неплохо натренировали труппу, вселили в актеров уверенность в себе, доказали, что артист-кукольник способен работать не только за ширмой, но и выходить в «живом плане».

По словам театрального критика и историка театра Анны Некрыловой, Вольховский всю жизнь не признавал границ театра кукол, отстаивая взгляд на него как на самостоятельное искусство, имеющее свою поэтику и видение мира. В каждом спектакле он искал особый язык для диалога со зрителем. И может быть, поэтому крайне редко давал интервью, вступал в отрытые беседы и рассуждения вокруг того, что делает. Он считал, что спектакль и есть высказывание в самом глубинном смысле слова, позиция, кредо. И переводить это на вербальный уровень нет смысла (источник https://ptj.spb.ru/archive/34/in-memoriam-34/pamyati-valeriya-volxovskogo/)

Вольховский считал, что у художника обязательно должна быть своя тема, во имя которой он делает все. А в спектакле, как и в жизни, нужно вскрывать конфликт. «Я не могу ставить спектакль о любви, а буду ставить о тех, кто эту любовь погубил. Также не могу ставить спектакли о мире, о чистоте или герое. Я могу говорить о тех, кто нарушает мир, разжигает рознь, о тех, кто пачкает нашу жизнь», — говорил он.

Сегодня в репертуаре театра остались спектакли  Мастера «Аистенок и Пугало», «Белоснежка и семь гномов», «Бука». На этих постановках выросло не одно поколение, но каждый спектакль по-прежнему современен, актуален и способен составить конкуренцию зрелищам любого вида и толка. Именно Валерий Вольховский поднял искусство театра кукол на небывалую эстетическую и этическую высоту, создал театр-дом. Традиции, заложенные Вольховским, сильны в театре и по сей день. В репертуаре идут постановки не только для детей, но и для взрослого зрителя, проходит фестиваль взрослых кукольных спектаклей «Соломенный жаворонок». А секреты мастерства профессии и нюансы техники кукловождения передаются из поколения в поколение.

Валерий Вольховский с труппой. Фото: Семен ПереплётчиковВалерий Вольховский с труппой. Фото: Семен Переплётчиков