О театре
Зрителям
Поиск по сайту
13 февраля 2019
Автор: Марат Гайнуллин. Фото: Вячеслав Шишкоедов
Южноуральская панорама Онлайн

Жизнь кукол. Почему марионетки могут быть интереснее людей

В наступившем году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал артист Челябинского театра кукол Николай Архипов.

У него, актера кукольного театра чуть ли не с 40-летним стажем, золотые руки. В зрительном зале и не догадываются, что этот рассеянный Айболит (или веселый Емеля) еще и мастер столярного цеха! И именно его руками созданы декорации к большинству репертуарных спектаклей театра.

Пацан с Сортировки

«Хотите, я вам покажу самую старую куклу в театре?» — спросил нас актер. И на нас, словно исподлобья, поглядел глубокий дремучий старик. Архаика не поддавалась никаким уточнениям и осмыслениям. Герой сказов Бажова? Наверное…

— Это дело рук прекрасного художника Леонида Рошко, — рассказывает Николай. — Когда я пришел в театр в 1985 году, кукла была уже списана и стояла на выставке в фойе. Хороший художник, глядя на свою будущую куклу, представляет всю ее жизнь, характер и даже судьбу.

И словно в подтверждении своих слов извлекает на свет часть кукольной труппы театра. Вот марионетки на нитях, куклы из папье-маше, перчаточные куклы, маски из спектакля «Соловей и император».

— А вот кукла из спектакля «Мертвые души», в котором я, к сожалению, не был занят, — рассказывает Николай. — В артистах живет такая жалость: вот роль, которая прошло мимо. Я понимал: сыграть Гоголя — это было мое! Зато я был занят в той самой «Карьере Артура Уи», с которой мы объездили на гастролях всю Россию — от Питера до Красноярска.

Десять лет он преподавал студентам из колледжа культуры. И все десять лет они прямо здесь создавали своими руками куклы, многие из которых здесь и остались. Некоторые маски словно близнецы — сделаны из одного гипсового слепка, разнятся лишь боевой раскраской. Пожалуй, неудивительно: девушки привыкли красить себя каждый день. И раскрасить Петрушку им уже не составляло никакого труда. Сегодня эти куклы иногда выходят на сцену в качестве массовки.

— Когда и почему стали кукольником?

— Рассказываю. Об этом обязательно надо написать! Каждый свердловчанин знает, что такое Сортировка. Вот там вот, на окраине Свердловска, и прошло мое детство. Почти весь мой 8-й класс пересидел в тюрьме. Пришла новая учительница и говорит: «Пошли в театр!» Это был ТЮЗ. И там мы увидели Бориса Плотникова, того самого, что потом сыграет доктора Борменталя в «Собачьем сердце». А сейчас мы видели трогательного юношу, только что окончившего Свердловское театральное училище. Но мне понравился даже не сам театр, а поход в него, это было путешествие в другой мир. Я, оголтелый пацан с Сортировки, вдруг понял: оказывается, существует и другая жизнь, а не только беготня по гаражам и стройкам! Мои родители вряд ли бы когда вытащили меня в театр: их главной заботой на Сортировке было поесть достать...

Знаете, зачем я все это вам сейчас рассказываю? Я призываю всех родителей на свете: пожалуйста, водите своих детей в походы, в театр — неважно, что плохой спектакль! Зато есть о чем поговорить! Обсуждайте, общайтесь с ними как можно больше, хоть весь день!

Турне по «запреткам»

— Так и не повзрослевшей девушке говорят: ты все в куклы играешь…Ваши родные, друзья, наверное, считали ваше увлечение чудачеством?

— Ха! Чудачество, конечно! Но заболел я им не сразу. После школы два года проработал в цехе холодной прокатки, еще год — в вагонном депо. Так что у меня за спиной была уже о-го-го какая богатая рабочая и жизненная школа! Мне даже знак ударника комтруда вручили. И всячески пытались оставить, прельщая престижной перспективой: «Мастером потом будешь!» Но как это часто бывает: друг пошел, и я пошел.

На курсе у нас был Миша Кривенко, который специально приехал из Магнитогорского театра кукол поступать к нам на кукольное отделение. Он нам взахлеб рассказывал про их театр «Буратино» в Магнитке. И меня ведь заразил! А потом в Свердловск приехал на гастроли со своим нашумевшим спектаклем «Карьера Артура Уи» Челябинский кукольный театр. Вот это был фурор! И не только мы, студенты-кукольники, но и вся драма выламывали двери (какие же мы были сволочи!), прорывались со служебного входа! И все вокруг только и жужжали: «Это надо смотреть!» После выхода из зала я испытал шок: ни один драматический театр не мог сравниться с тем воздействием на меня, какое произвела «Карьера»!

И вот нас выпустили из училища. В то время была система распределения. Выпускник всегда знал, что он в любом случае попадет в театр. А сегодня — посмотрите! Сколько талантливых выпускников! Но на сцену они не выходят. А вынуждены, например, шаурмой торговать! Вот что обидно-то…

Но вернемся в 1983 год, когда я окончил училище. Из министерства культуры приходит разнарядка: обязательно нужен человек в «запретку», Свердловск-44, сейчас это город Новоуральск. Честно говоря, я ох как сопротивлялся! Но потом вдруг подумал: а ведь о жизни в запретном городе я уже больше никогда не узнаю. Взял да и согласился. И нисколько не пожалел! Два года проработал там. И на гастроли мы ездили тоже по «запреткам», это было страшно интересно!

— В 1985-м вы приехали в Челябинск. Как встретили вас в кукольном театре?

— Замечательно встретили! Сразу в репертуар! И сразу на гастроли! Два раза в год мы выезжали на месяц на такие гастроли. Делились на две группы: одна весной ездила, другая осенью. Приезжаем в маленький городок: гостиница — театр — гостиница — театр. Сколько городов мы объездили! Миасс, Чебаркуль, Усть-Катав, Катав-Ивановск, Миньяр, Сим… Очень скучаю по тем путешествиям. Сейчас, увы, выезжаем крайне редко.

Кстати говоря, вот мы отмечаем Год театра, верно? Для кого отмечаем? Для нас? Да у нас каждый год — Год театра. А я считаю и настаиваю на этом: Год театра должен быть для глубинки! Если бы нам минкульт оплачивал хотя бы гостиницы, то мы со своим бензином и своими суточными готовы хоть завтра, как в советское время, отправиться в гастрольное турне по всей области.

Ох уж эти коварные марионетки

— Актер-кукольник в чем-то сродни актеру немого кино? Что у него остается за кадром? Собственная мимика, глаза, эмоции… Все это нужно уложить в куклу?

— Знаете, тут нам большие помощники — художник и режиссер. Художник закладывает в куклу по крайне мере половину того, что создает образ, а режиссер выстраивает мизансцены. Тебе надо встать на их волну, понять жанр. А это значит, и зритель должен понять тебя. И ты его должен втянуть из зала на сцену, превратив в полноправного участника спектакля.

— Воплощение актера в кукле — это своего рода мироощущение?

— Себя актер здесь вычеркивает. Вот он (указывает на куклу), этот персонаж главенствует на сцене. Когда ребенок играет в куклы, он на каком-то божественном, космическом уровне чувствует, что это… живой человек. Понимаете меня? И он в этом живом как бы растворяется. Так и у нас: Я — это уже не я, а он.

— То есть куклы могут зажить самостоятельной жизнью?

— Это больше касается марионеток. Когда-то я играл спектакль, в котором участвовало более десятка марионеток. У каждой более десяти нитей. И всего два актера! У тебя задействованы все пальцы обеих рук. И бывало, что нитки цеплялись друг за друга. Вот была потеха...
Я иногда говорю кукле перед выходом: «Ну что, бестия? Как себя сегодня будем вести? Будем работать или нет?» Ясно же, это полный дурдом! Если, конечно, серьезно к этому относиться… Но это я просто так себя настраиваю!

Однажды, помню, уже третий звонок прозвучал. И вдруг парик короля зацепился за соседнюю куклу. Началась паника. И я накинулся на короля: «Ах ты гад такой! Что же ты делаешь со мной сегодня!»

Стоит заметить, что, например, петрушка тебе принадлежит полностью. А вот марионетка — нет. Это такая, я вам скажу, коварная кукла! И вот она-то порой может совсем тебя ослушаться. Да-да, ослушаться! Есть актеры, которые ей подчиняются и, представьте, идут за ней. А есть актеры, которые твердо говорят: «Нет, голубушка! Я сказал — сюда пойдешь!»

Спотыкаясь о «Призрак № 1»

— Ваши куклы могут учудить нечто мистическое?

— Любую мистику можно объяснить научно. А вот забавное случается постоянно. Бывает, что кукла разваливается на сцене прямо по ходу спектакля. Например, в сказке «Белоснежка и семь гномов» у одной куклы кожа перетерлась и отвалилась нога. Что ж, у кукол тоже есть свой ресурс и всего предусмотреть невозможно. Да и сами актеры тоже живые люди. Были случаи, когда они выходили на сцену, прихватив куклу из другого спектакля…

— «Необыкновенный концерт» Образцова занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый. Вы хотели, чтобы и в вашем театре был свой такой «Необыкновенный концерт»?

— Так он был и есть. Например, та же «Карьера Артура Уи». А сейчас — спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда», к которому мы очень трепетно относимся. Наши бутафоры отправили куклу Эдварда автору, американской писательнице Кейт ДиКамилло. И она с восхищением поделилась своей радостью о присланной с Урала посылке в своем твиттере.

…Мы с актером все бродим и бродим по закулисью. В театре более полусотни кукол. Натыкаемся на одну из них, стоящую за сценой. Это «Призрак № 1» из спектакля «Маленький принц Датский». Кукла Николая Архипова.

— Может быть, это и есть ваша любимая?

— Все-все куклы мне дороги! Знаете самую главную заповедь? «Неудобное сделай удобным, не любишь — полюби!»

А хотите я вам честно признаюсь? Куклы вообще-то мне гораздо интереснее, чем живой человек! Вот такое вот сумасшествие…

Досье «ЮП»

Николай Архипов. Родился 6 августа 1959 года в Свердловске. Актер Челябинского театра кукол. Лауреат премии Заксобрания Челябинской области в сфере культуры и искусства, лауреат областного фестиваля-конкурса «Сцена-2010» в номинации «Лучшая мужская роль» (за роль Беликова в спектакле «Человек в футляре»). Неоднократный лауреат конкурса актерской песни им. Клавдии Шульженко. В текущем репертуаре театра занят более чем в 30 ролях.