О театре
Зрителям
Поиск по сайту
29 июня 2016
Автор: Виктория Олиферчук
Вечерний Челябинск онлайн

Путеводная нить актрисы Арины Жариковой

- О чем же мы с вами будем опять говорить? – улыбается старая знакомая при очередной встрече «под карандаш». Улыбка у нее удивительная – мягкая и какая-то застенчивая.
- А давайте поговорим о песнях, пусть у нас будет музыкальная встреча.

Певучее братство

Вопрос на засыпку для местных поклонников искусства: какой театр у нас самый певучий? – Конечно, оперный! А вот и не угадали. Оперный – самый поющий, там просто нельзя не петь, по статусу не положено. А самый певучий – это театр кукол, здесь поют много, хорошо, а самое главное от души, хотя их никто не обязывает, так уж повелось.

- Еще со времен Вольховского, - уточняет моя собеседница, актриса театра кукол Арина Жарикова. - Я приехала в 84-м году, и в театре уже была поющая труппа – пели, раскладывали на многоголосие. Вольховский культивировал и поддерживал такое начинание, пели постоянно - в спектаклях, на капустниках, вечеринках. В театре даже был свой песенный репертуар.

- И хиты были?

- А как же! «Катенька-Катюша», к примеру, «Вьюн над водой» стал почти гимном нашего театра, его пели постоянно, выстраивали по голосам.

- Разучивали но нотам?

- Да что вы! – машет рукой Арина. - Ноты мало кто знал, был запевала, а остальные подстраивались по слуху. Поэтому каждый раз песня звучала по-новому, поскольку закрепленных партий не было. Поскольку я училась в музыкальной школе, да и голос у меня был, меня определили в сопрано (прим. сопрано, как правило, является ведущим голосов в хоре, поет главную мелодию)

Родительское наследство

Молодая актриса сразу пришлась к театрально-хоровому двору: голос у Арины высокий, чистый, звонкий – расщедрилась природа и постарались родители.

- У меня папа был очень певучий, - собеседница вскидывает вверх тонкие брови. - Он рассказывал, как еще в детстве проходил мимо Дворца пионеров, услышал хор мальчиков и заслушался. Репертуар тогда исполняли классический, папе так понравилось, что он решил записаться в хор, правда, на него никто не обращал внимания – слишком маленький был. А потом случилось так, что солист заболел, папа набрался смелости и спросил: «А можно я?» Оказалось, что он все песни знает назубок. Вообще, мой папа был удивительно одаренным человеком: был отменным бондарем, поработал киномехаником, а нам все фильмы пересказывал. До сих пор помню, как он нам представлял «В джазе только девушки» в лицах, - Арина смеется и в ней сразу проглядывает та самая маленькая девчонка, которая открыв рот, слушала папин рассказ. - А еще была папина мама, которая тоже любила петь. А как она рассказывала байки! Вворачивала нецензурную лексику, - понижает голос актриса. - Но получалось это у нее просто виртуозно. Наверное, это была самая большая актриса в нашем роду. Однажды бабушка заболела, попала в больницу, мы ее регулярно навещали. В очередной раз спрашиваем: «Бабуля, что тебе поесть принести?» - Знаете ведь, как в больницах кормят. Она требует жареного лука: «Ничего больше не надо». Пожарили лук, положили в баночку, я понесла. Прихожу: огромная палата, куча коек, большой стол, заваленный едой и целая толпа пациентов вокруг бабушки – она им фильмы разные рассказывает, а они ей еду таскают. Только она без лука ничего есть не может.

Бунт на корабле

То, что она будет актрисой, Арина Жарикова знала с детства. Осознание своей миссии подвигало девочку на труд, и на подвиг.

- Актриса обязана уметь танцевать, петь и играть на пианино. Музыкальная школа – это были мои галеры! – Жарикова смешно закатывает глаза. - Все дети как дети – играют в мяч, прыгают на скакалке, а я гаммы мучаю. Но домучила, мама даже пыталась меня уговорить пойти на подготовительные курсы в музучилище, но меня это совсем не грело. И я посмела маме второй раз сказать «Нет».

- А первый раз был…

- .. когда училась в школе, я сказала: «Нет, не буду ходить в эту школу», потому что все подружки учились в другой, там было интересно. Это было неслыханно! В Дагестане так не принято - женщины, а тем более девочки, слова не смеют сказать! А я такое заявила. Но это было не зря. В новой 37-й школе, у нас был певческий ансамбль, мы сделали программу для танцев, а потом с братом играли на пианино в четыре руки. И второй раз я тоже оказалась права – никогда не жалела, что пошла в актрисы.
Впрочем, хождение по гаммам не прошло зря – спустя много лет судьба привела актрису в самый певучий театр Челябинска.

История любви

Редко какой спектакль в театре кукол обходится уж совсем без песни. Даже в самую что ни на есть серьезную историю здесь норовят включить вокальный жанр. Были в репертуаре театра и целиком музыкальные спектакли. Самый яркий случился в 1997-м: «История любви» стала частью истории театра и частью творческой биографии нашей героини.

- «История любви» - самая любимая, - признается Жарикова. - У Сашиной мамы (прим. имеется в виду Александр Борок – один из создателей спектакля «Истории любви») был такой дневник-песенник с приклеенными открытками, розочками, фотографиями артистов. И родилась идея: сделать спектакль из песен.

- Как распределяли кто что поет?

- По желанию: кто как хочет. Шпаной в «Мурке» быть никто не захотел, а мне интересно было попробовать. Тем более, что был такой замечательный фильм «Место встречи изменить нельзя» и там был такой персонаж - Промокашка. Он для меня послужил отравной точкой.

- В «Мурке» вы поете квинтетом – каждую свою мелодию. А ведь это очень сложно – выдержать свою тему и не сбиться.

- Нет, - качает головой актриса. - Самый сложный номер – «Бабушка-старушка». Это хорал а`capella. Ох, как сложно без аккомпанемента держать строй! Мы постоянно съезжали на полтона. Нынешней весной для творческой встречи (прим. 21 апреля в театре состоялся видеопоказ легендарного спектакля, а затем несколько номеров актрисы исполнили вживую) мы этот номер восстановили, но только один куплет и смогли исполнить.

Испуг от успеха

Спектакль, задуманный как одноразовый бенефис под юбилей, стал легендарным для театра. В нем сошлось все: нужное место и время, артисты и звезды. Семь лет «История любви» продержалась в репертуаре театра, ее показывали на фестивалях и даже по центральному телевидению.

- На фестивале в Рязани (это был наше первый фестиваль), зал нам просто испортил весь спектакль!

- ?!

- Народ хохотал, плакал, устраивал овации, мы вынуждены были останавливаться, пережидать, словом, нам всячески мешали петь. В результате спектакль шел часа три! - разводит руками Арина. - В антракте бежим за кулисы переодеваться в невест на второе действие, и вдруг Алла говорит: «А давайте запремся, и не выйдем!» - такой у нас был испуг. После банкета нас провожают в автобус. Зашли, и публика начала автобус раскачивать, какие-то люди лезли в окна, двери. Наконец, поехали, а народ шел вокруг автобуса и пел хором «Мурку». У нас волосы вставали дыбом. Когда выступали на конкурсе Миронова, на сцене сидел большой симфонический оркестр, профессиональные музыканты. Мы спели «Мурку» и «Бабушку-старушку», а музыканты встали и зааплодировали нам.

Потом были и другие, в том числе песенные постановки, но именно «История любви» вошла в анналы.

- Сейчас весь этот песенный фольклор уходит, ничего не поделаешь, - вздыхает Жарикова.

- И государство ничего не предпринимает. Раньше и радио, и телевидение вели большую просветительскую работу, а теперь этого нет и песен нет. Что мы передадим нашим детям, что они будут петь, когда им радостно или грустно? Непонятно.

А ну-ка, кувыркнись!

Музыка, песня для Арины - путеводная нить в спектакле. Она создает объем, горизонт для роли, простор для полета актерской фантазии, которой не хватает слов, чтобы выразить все, что думается и чувствуется. В каждой роли актриса по –возможности пытается найти эту ниточку, благо в театре такая инициатива по-прежнему приветствуется.

- Часто музыкальные номера для своих героев сама придумываю, как например, для Вареньки в спектакле «Человек в футляре», а потом с ними можно выступать на вечере, в концерте, капустнике. Таких номеров у меня уже накопилось на небольшой концерт, - улыбается актриса. - Я счастлива, что у нас в театре появился фестиваль «Большая рука», где можно пробовать себя в разных качествах. Там я с удовольствием выступаю, пою о том, что наболело. Мне важно высказаться.

- Но разве это не происходит на спектакле?

- Да, происходит, но не все можно выразить в постановке, тем более детской.

- Есть разные песенные конкурсы...

- На конкурсе Шульженко мы регулярно выступаем. Но мне интересно многоголосье, сольно не люблю петь и не хочу отнимать у молодых шанс выступить и победить.

В этом году актрису заметили и отметили власти – вручили ей целую премию, как у нас водится, за вклад за развитие искусства.

- Меня предупредили, что нужно подготовить какой-нибудь номер. Странно, ведь никто не заставляет архитектора построить дом, чтобы доказать, что он настоящий архитектор, а тут: «Актриса? А ну-ка, кувыркнись!» - пожимает плечами собеседница.

Слава настигла в песочнице

Сейчас личное пространство Арины Евгеньевны все больше и чаще заполняет любимый внук. Ему она поет песенки, показывает спектакли.

- В театре посмотрели «Дюймовочку», а на «Машеньке и Медведе» он не смог сконцентрироваться. В спектакле «Репка» ему понравилось, как кукушка храпела и репка-автомобиль, - с удовольствием переключается на домашние темы бабушка. - Недавно дочка Алиса попросила: «Сделай ему ширму». Для меня это непринципиально, мне нравится придумывать, оживлять куклы, предметы. Мои дети, когда я начинала это делать, почему-то кричали: «Не надо, мы боимся!» А Кирилл к этому нормально относится, ему нравится.. Недавно мы с ним гуляли и нашли пингвиненка в песочнице, все дети по очереди с ним играли, потом я взяла и стала ходить, разговаривать за него. Вдруг понимаю, что вокруг нас тишина какая-то образовалась – дети стоят с раскрытыми ртами и родители рядом. Я тогда подумала – вот она, слава, нашла меня в песочнице.

О творческих планах на будущее Жарикова не слишком распространяется, но они есть. Сейчас театр приступил к репетициям над новой работой, да и для творческой инициативы найдется применение – фирменная премия кукольников «Большая рука» грядет по осени.