Наш адрес

Челябинск, ул. Кирова, 8

Версия для слабовидящих
Телефон касс

(351)-791-66-04

ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ


Спектакль - спектакль по мотивам произведений А.П. Чехова

Режиссёр - Алексей Смирнов (Санкт-Петербург)

Художник - Екатерина Петухова (г. Калгари, Канада)

Композитор - Николай Морозов (Санкт-Петербург)

Категория спектакля - Спектакли для взрослых

Аннотация

Спектакль «Человек в футляре» – это, безусловно, неклассическое (лучше сказать: «не советское») прочтение Чехова. Режиссерская концепция спектакля родилась как полемика со старым, «школьно-советским» взглядом на «Человека в футляре», где Беликова – учителя греческого языка в гимназии — «подавали» как откровенно неприятного человека.
Да и как иначе: живет строго по формулярам, всех «давит» и угнетает. Одним словом, типичный представитель «реакционного» слоя «царской России».

Режиссер спектакля А. Смирнов уходит от социально-исторической трактовки образа Беликова. Объект пристального рассматривания режиссера — человек со всеми его особенностями, странностями, страхами. Кто он такой, Беликов, которого не любят и боятся? «Сухарь» и «душитель свобод»? Или «хрустальный человечек» с тонкой ранимой душой и в «футляр» прячется из чувства самосохранения? Почему он такой? Это – главные вопросы, на которые предстоит ответить думающему зрителю.

«Человек в футляре» — скорее, фантазия тему чеховского рассказа и шире – на чеховские темы вообще. Режиссер вводит в действие персонажей из других чеховских произведений, что позволяет создать более объемную картину жизни провинциального городка. Он добавляет в сюжет повествования «сны Беликова» (всего их шесть), которые «объясняют» героя и служат смысловыми «отбивками» действия. В результате 15-минутный чеховский сюжет разрастается до двухчасовой истории со сложной психологической нагрузкой.

Центральной проблемой спектакля становится конфликт личности и общества, принятия и непринятия человека таким, какой он есть. Помните библейское «не сообразуйтесь веку сему»? Вот Беликов и «не сообразуется». Да, его по-прежнему приводят в ужас женщины, катающиеся на велосипедах, и откровенные поцелуйчики на скамейках. Но те, кто его окружает, оказываются слишком грубы по сравнению с ним, последним рыцарем древнегреческой культуры. История Беликова — история человека, которому трудно дается «вхождение» во внешний мир, в социум; а сцены со снами, где Беликов в исподнем, вызывают ассоциации с белыми рубашками сумасшедших домов, в которых усмиряют не таких, как все.

Впрочем, несмотря на глубину заявленной темы, не стоит ждать от спектакля какой-то особенной «серьезности». Хотя бы потому, что автором сценария здесь выступил Петя Трофимов, про которого доподлинно известно три вещи: он «студент-недоучка», падает с лестницы и теряет галоши. Серьезная интонация вообще не в духе эстетики постмодерна – а здесь, как нетрудно догадаться, видны явные постмодернистские приемы. Например, игра с текстами других литературных произведений и население пространства пьесы «левыми» литературными персонажами. Так, вместе с героями пьесы зрители посмотрят сцену из пьесы Островского «Гроза», где в роли Катерины Кабановой выступит заезжая (из «Чайки») актриса Аркадина. Среди учителей гимназии мы встретим одну из «трех сестер» Ольгу Прозорову, которая порывисто крикнет — «в Москву!» и опрокинет стопочку (и не она одна!). Ну а все разговоры вокруг женитьбы Беликова и вовсе будут «по Гоголю» (см. «Женитьба»). Точно также как гротескные сны Беликова – продукт воспаленного сознания и обнаженных нервов — имеют явную гоголевскую «закваску».

Сценография спектакля – черный кабинет. Куклы подчеркнуто гротесковы (их около 30-ти), со сложной механикой: они «сами» надевают шляпки и даже ездят на велосипедах. По жанру «Человек в футляре» — это, скорее, трагикомедия. А еще точнее – «сцены из жизни», по определению самого режиссера. История Беликова и всех остальных героев этого спектакля – про жизнь, нелепую и не оправдавшую надежд. В которой «всех жалко», а кое-кто даже умер. И если в сюжете от Чехова осталось мало, то по «мессиджу» – это чистой воды Антон Палыч. Не школьный, не советский, а настоящий. Трагедия одного человека остается незамеченной окружающими, после его гибели они точно также пьют чай и перемывают кости знакомым – все вполне по-чеховски…

Продолжительность спектакля 2 часа (с антрактом)
Премьера состоялась в апреле 2010 года

Дорогие друзья!

В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции показы спектаклей для зрителей в театре временно приостановлены. Возврат билетов на наши отмененные спектакли будет осуществляться по месту приобретения уже после снятия ограничительных мер. Берегите себя!

Смотрите спектакли, не выходя из дома!

закрыть
Есть вопросы? Напишите нам!
Оставьте свои контактные данные и наш менеджер свяжется с Вами и ответит на все вопросы

Нажимая кнопку «Отправить» вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Заявка:


Нажимая кнопку «Отправить» вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
НАЦПРОЕКТ "Культура":